Что такое рентабельность бизнеса и как ее рассчитать

Что такое рентабельность бизнеса и как ее рассчитать

Цель любого бизнеса – приносить прибыль и иметь хорошую рентабельность, поскольку именно она позволяет оценить с разных сторон насколько эффективно бизнес справляется с функцией заработка.

Что значит «быть рентабельным», как считать этот показатель и что потом делать с полученными цифрами? Давайте разбираться.

Что такое рентабельность

Рентабельность происходит от немецкого слова «rente» – «возвращать» и означает показатель экономической эффективности использования ресурсов или инвестиций. Другими словами, это свидетельство, удалось ли вернуть вложения и в каком объеме.

Рентабельность можно рассчитать как для бизнеса в целом, так и для его отдельных составляющих. Всего существует около 15 различных показателей рентабельности. В этой статье мы сосредоточимся на четырех часто используемых:

  • рентабельность продаж (ROS);
  • рентабельность активов (ROA);
  • рентабельность инвестиций (ROI);
  • рентабельность маркетинговых инвестиций (ROMI).

Но сначала необходимо ознакомиться с некоторыми определениями.

  • Выручка – она ​​же оборот. Это количество всех денег, которые клиенты заплатили компании.
  • Себестоимость продукции – сумма всех затрат на производство (или закупку товара для перепродажи) и реализацию товара.
  • Валовая прибыль – разница между выручкой и себестоимостью сбытой продукции. При расчете валовой прибыли не учитываются налоги на прибыль и проценты по кредитам компании.
  • Чистая прибыль – разница между выручкой и всеми затратами бизнеса, включая налоги и комиссии. Эти деньги владелец может забрать себе в виде дивидендов или потратить на дальнейшее развитие бизнеса.
  • Активы – стоимость всего имущества и денежных ресурсов компании, используемых в бизнесе: техника, товар, дебиторская задолженность, материалы, земля, недвижимость и т.п.

Показатели рентабельности

Сразу отметим: приведенные в примерах цифры вымышленные. Они не раскрывают рентабельности тех или иных бизнесов, а взяты исключительно для того, чтобы понятным языком объяснить термин.

Return on Sales (ROS) – рентабельность продаж

Ключевой показатель финансовых результатов компании, демонстрирующий, какую часть выручки организации составляет прибыль. Рассчитывается по формуле:

ROS = Чистая прибыль / Оборот х 100%

Например, у вашей компании за месяц был оборот $100 000. Из них $50 000 ушло на покупку товаров у поставщика. Еще $10 000 составили маркетинговые расходы. $5 000 – аренда и коммуналка, $20 000 на зарплаты. Суммарно валовая прибыль – $15 000. Допустим, у нас нет кредитных обязательств, а есть только 18% налога на прибыль, что от $15 000 составляет $2 700.

Таким образом, чистая прибыль – $12 300, а чистая рентабельность продаж: 12300/100000 х 100% = 12,3%.

Этот показатель обычно используют для сравнения: если у вас рентабельность в сентябре была 14,8%, в октябре 15%, а в ноябре 12,3%, то следует разобраться, что пошло не так. Или прогнозирования: если мне удастся увеличить оборот до $150 000, значит компания должна заработать: $150 000 х 12,3% / 100% = $18 450.

Рентабельность продаж

Return On Assets (ROA) – рентабельность активов

ROA показывает достаточно ли ваш бизнес зарабатывает денег, учитывая потенциал, который в нем заложен.

Читать статью  Компания Motorherz Gmbh продолжает применять технологии «Индустрии 4.0»

Вычисляется это путем деления чистой прибыли на стоимость активов:

ROA = чистая прибыль / стоимость активов х 100%

Для примера возьмем две строительных компании. Одна зарабатывает чистыми $2 млн., вторая – $1 млн. Какая из них эффективнее? Кажется, что первая. Но для точной оценки нам не хватает другого показателя – сколько активов они задействуют.

В обоих очень много денег заложено в оборудование (дорогие станки, краны, машины, инструменты), а также в землю, лицензии и т.д. Все это – их активы.

И вот первые смотрят на свои $2 млн. Это неплохо. Но если активов в компании на $100 млн долларов, рентабельность использования этих активов составляет 2 млн / 100 млн х 100% = 2%.

«Считается, что минимальный порог рентабельности активов – 10% годовых и более. Если ваш бизнес приносит меньше, он не очень эффективен. Ведь логично, что если продать все это оборудование и положить деньги в банк, даже в долларах получилось бы 3%. А если пойти в инвестиционный фонд, или купить какие-то облигации, там бывает доходность и 7% и 10%, и 15%. Тот случай, когда выгоднее не заниматься бизнесом, чем заниматься им», – объясняет соучредитель онлайн-сервиса для управления финансами малого и среднего бизнеса Finmap.Online Иван Каунов.

В другой компании, в свою очередь, оборудование задействовано на $8 млн. Таким образом, рентабельность на один доллар активов составляет 12,5%. При таком управлении (если бы у этой команды было активов на $100 млн) они смогли бы за год заработать $12,5 млн.

Чтобы закрепить успех, возьмем для примера кофейный МАФ. На его открытие ушло $15 000. Это активы кофейни – сумма, за которую вы сможете ее и продать. Годовой доход с нее – $10 500. Соответственно, рентабельность активов – 70%. То есть, гораздо выгоднее заниматься кофейней, чем продать ее и внести деньги в банк.

Return on Investment (ROI) – рентабельность инвестиций

Наиболее известный показатель. Иногда его используют как синоним слова рентабельность: ROI маркетинга, ROI персонала и т.д. Но корректнее этот показатель применять к проектам и бизнесам в целом. Для маркетинга и персонала существуют свои RO_.

Return on Investment показывает на сколько процентов удалось вернуть вложения от инвестиций в бизнес или проект в целом.

Формула подсчета выглядит так:

ROI = (чистая прибыль – размер вложений) / размер вложений х 100%

Логично, если показатель выше 0%, вернуть удалось больше, чем вложили. Например, вы инвестировали $20 000 в станок и в следующем году произведенная на нем продукция принесла $30 000 прибыли. По формуле получается (30 000 – 20 000) / 20 000 х 100% = 50%. То есть, вы вернули вложенные $20 тыс. и сверху получили еще 50% от них.

Если оборудование не сломалось, за два года заработанная благодаря ему сумма составит $60 000. Соответственно и рентабельность возрастет, причем уже гораздо больше, поскольку инвестиции остались на прежнем уровне: (60000 – 20000) / 20000 х 100% = 200%.

Читать статью  Как заработать в 12-18 лет: 8 бизнес-идей 2023 для подростков

Или снова пример с упомянутым кофейным бизнесом. Вы ушли с официальной работы, инвестировали в открытие кофейного МАФа и работаете на себя. Для чистоты эксперимента: в расходах нужно учитывать также вашу зарплату до момента открытия бизнеса. Так будет честнее и покажет, насколько выгоднее для вас заниматься бизнесом, чем работать на кого-то.

В общем, в открытие кофейни вы инвестировали $15 000. За два года чистыми удалось заработать $21 000. По формуле (21 000 – 15 000) / 15 000 х 100% = 40%.

  • что ваш бизнес рентабельный на 40%;
  • что ваше благосостояние увеличился на 40% по сравнению с заработками на предыдущем месте.

Далее вы можете считать рентабельность после каждого нового года работы кофейни. Например, за три года вы чистыми заработали $31 500. Но пришлось потратить на обновление кофейни еще $5 000, поэтому общая сумма инвестиций увеличилась до $20 000. Таким образом, ваша рентабельность увеличилась до (31500 – 20000) / 20000 х 100% = 57,5%.

Рентабельность инвестиций

Return on Marketing Investment (ROMI) – рентабельность затрат на маркетинг

Под маркетингом имеются в виду и маркетологи, и рекламный бюджет, и продажники, и все, кто как-то коммуницировал с новыми клиентами.

Формула расчета здесь такова:

ROMI = (Валовая прибыль благодаря маркетингурасход на маркетинг) / расход на маркетинг х 100%.

Например, вы вложили в маркетинг $10 000 в этом месяце, а новые клиенты принесли прибыли на $15 000. Итого: (15000 – 10000) / 10000 х 100% = 50%. Это приемлемый показатель, поскольку вы вернули вложенную десятку, плюс еще $5 000 заработали.

А если, допустим, на $10 000 вы получили по маркетингу $6 000 прибыли, ваш ROMI: (6000 – 10000) / 10000 х 100% = — 40% То есть, вы ничего не заработали, а наоборот потеряли. Это допустимо, если клиент потом несколько раз повторно что-то у вас покупает. В противном случае, с такой рентабельностью вы обанкротитесь.

В ROMI есть подпоказатель – Return on Advertising Spend (рентабельность затрат на рекламу). ROAS показывает, какую сумму вы потратили на рекламу, и сколько денег вам заплатили клиенты, которые появились, благодаря этому.

Формула тоже очень похожа, с той лишь разницей, что здесь не нужно учитывать расходы на зарплату специалистов по рекламе:

ROAS = (валовая прибыль благодаря рекламе – расход на рекламу) / расход на рекламу х 100%

«Как правило, этот показатель используется в онлайн-бизнесе, потому что здесь очень просто отследить возврат инвестиций. Заходишь в аналитику и видишь, сколько ты потратил на тот или иной канал трафика, сколько благодаря этому пришло новых клиентов и сколько денег они заплатили. Соответственно, ты можешь определить наиболее прибыльные каналы привлечения клиентов и сосредоточить основные инвестиции именно на них», – подчеркнул Каунов.

Читать статью  Решения проблемы фальсификации истории попытаются найти участники московского форума

Зачем владельцу знать рентабельность бизнеса

Это, как минимум, интересно. Например, Return on Investment показывает, сколько денег вы вложили в свой бизнес и насколько он в результате окупился. А ROMI может показать, сколько денег приносит маркетинговая деятельность.

Но есть в этом и практическая польза. К примеру:

  • зная ROI своего бизнеса, вам легче привлекать инвестиции и кредитные средства для развития своего дела. А сами инвестиции станут более эффективными, поскольку можно просчитывать отдачу от каждого проекта;
  • благодаря ROA и ROS вам легче выбрать нишу для нового бизнеса. Ведь логично, что вы захотите открывать дело с большей рентабельностью;
  • благодаря ROMI реклама станет более эффективной и прибыльной.

На показатели рентабельности раскладываются все составляющие бизнеса: можно определить рентабельность каждого сотрудника или отдела в целом, товара и т.д. Это имеет даже большую пользу, чем рентабельность бизнеса, поскольку поможет пересмотреть расходы компании, выявить уязвимые места и исправить их. Но такие расчеты достаточно сложные. Поэтому если вы не эксперт в области финансов, лучше обратиться за помощью к специалистам.

Как повысить рентабельность

Как повысить рентабельность

«Это вопрос на миллион долларов для любого предпринимателя. С ним он должен просыпаться и проводить каждый день. Думать: «если у нас оборот $10 тыс., почему в качестве прибыли остается только $1 тыс?» А ответ прост: нужно разбивать рентабельность бизнеса на мелкие составляющие, убирать наименее рентабельные, лоббировать наиболее рентабельные, отслеживать моменты, когда рентабельность меняется под влиянием внешних факторов и обращать их в свою пользу», – отмечает Каунов.

Этот процесс называют факторным анализом рентабельности. Несколько примеров:

  • рентабельность маркетинга – делать акцент на эффективные каналы трафика и реагировать на их изменения. Если вы посмотрите каналы привлечения клиентов для одного и того же товара рентабельность может быть где-то 100%, где-то 400%, где-то 50%. Это означает, что выгоднее продвигаться там, где 400% рентабельности и до момента, пока цифра не опустится до 50%. Снижение показателя означает, что вы исчерпали потенциал этого канала трафика по эффективной цене. Значит, рекламные расходы сюда можно уменьшить и перенаправить в другое место, где ROAS мог вырасти со 100% до 400%.
  • рентабельность активов – можно проанализировать и понять, что какое-то оборудование используется очень редко. Возможно, его нужно продать и просто арендовать по мере необходимости. Таким образом, вы уменьшите нагрузку на стоимость активов. Или же просто поймете, что ваша деятельность должна лучше оплачиваться.

Задаваясь вопросом о рентабельности собственного бизнеса, вы всегда будете находить новые точки роста. Поэтому задавайте себе правильные вопросы, анализируйте результаты и делайте свое дело экономически эффективным!

Источник https://www.buduysvoe.com/ru/publications/chto-takoe-rentabelnost-biznesa-i-kak-ee-rasschitat