Особенности тендеров коммерческих организаций

Особенности тендеров коммерческих организаций

Тендеры — это не только госзакупки. Частные компании также выбирают поставщиков на конкурсной основе. Правила проведения таких торгов отличаются от правил госзакупок. В статье мы расскажем, что такое коммерческие тендеры, чем они отличаются от других закупок и как их проводят.

В этой статье:

  • Что такое коммерческий тендер
  • Виды коммерческих тендеров
  • Кто может участвовать в коммерческих тендерах
  • Плюсы участия в коммерческих тендерах
  • Минусы участия в коммерческих тендерах
  • Как проходят коммерческие тендеры
  • Коротко

Что такое коммерческий тендер

Коммерческий тендер — это закупка товара, работ или услуг, где поставщика выбирают на конкурсной основе, а заказчик — частная компания.

Критерии выбора победителя зависят от вида тендера и правил компании-заказчика. Если проведение госзакупок строго регламентировано законами, правила коммерческих тендеров фирмы устанавливают самостоятельно. Их работу ограничивает только Гражданский кодекс и 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Информацию о таких закупках можно найти на сайтах компаний-заказчиков и торговых площадках (ЭТП). Чаще всего коммерческие компании, как и госзаказчики, доверяют крупнейшим федеральным торговым площадкам:

  • Сбербанк-АСТ,
  • РТС-Тендер,
  • Электронная торговая площадка Газпромбанка,
  • ЭТП Фабрикант,
  • ТЭК-торг,
  • Российский аукционный дом,
  • Единая электронная торговая площадка,
  • Агентство по госзаказу республики Татарстан.

Например, МТС размещает объявления о закупках на своем официальном сайте в разделе «Закупки», а проводит их в своей собственной системе. Также сведения о закупках компания публикует на B2B-Center.

Виды коммерческих тендеров

Обычно компании проводят открытые тендеры, когда объявление о закупке размещено в открытом доступе. Для подачи заявки потребуется регистрация на торговой площадке. Если предложения подают через официальный сайт компании, то понадобится регистрация на сайте. Когда закупку проводят «на бумаге», получится обойти эти моменты и передать заказчику заявку лично или с помощью курьерской службы.

Учитывайте: не всегда в открытой закупке принимают участие все желающие. Иногда заказчики устраивают предварительный отбор. В этом случае заявку примут только от фирмы, которая соответствует установленных заказчиком параметрам. Например, требованиям к опыту или квалификации. Подходящих участников вносят в спецреестр потенциальных поставщиков или фильтруют при подаче заявки.

Читать статью  Как выиграть тендер: лучшие отзывы и советы

Информацию о закрытых тендерах, как правило, не размещают в публичный доступ. Заказчики сами находят потенциальных поставщиков и предлагают им поучаствовать в конкурсе на поставку.

Рассказываем, какие способы проведения коммерческих тендеров используют заказчики:

  • аукцион, где победителя выбирают по цене;
  • конкурс — здесь важны и ценовые, и неценовые критерии;
  • запрос предложений — тендер без торгов;
  • комплексная закупка, где победителя выбирают по лучшей цене и другим параметрам;
  • конкурентный отбор — по лучшей цене;
  • упрощенная закупка с сокращенными сроками и иные способы.

Некоторые тендеры проводят только для представителей малого бизнеса (СМП).

Кто может участвовать в коммерческих тендерах

Участниками тендеров могут быть компании или индивидуальные предприниматели. Если позволяет область деятельности, то и самозанятые. Ограничителем для участия выступает требование о наличии разрешительных документов. Например, если тендер проводят на работы или услуги, для выполнения которых требуется лицензия, без нее принять участие не получится. Самозанятые отсеиваются сразу — им лицензию не оформить. Такая возможность есть только у ИП и юридических лиц.

Плюсы участия в коммерческих тендерах

Главный плюс коммерческих тендеров — новым поставщикам проще выйти на этот рынок, чем попасть в госзакупки. В госзаказе в крупных тендерах с ценой от 20 млн руб. не получится принять участие без аналогичного опыта. Если победителя тендера выбирают по критериям, новички получат минимальное количество баллов, что отдалит их от победы.

Коммерческие компании тоже устанавливают требования к квалификации и опыту в некоторых тендерах, но более гибко. Общих правил для всех заказчиков с обязательным их выполнением нет, а значит — больше шансов найти закупку с лояльными требованиями к потенциальным поставщикам.

Еще один плюс — проще подать заявку на участие в закупке. Иногда можно обойтись без электронной подписи и оформления обеспечения.

У участников коммерческих тендеров меньше ответственности, чем у поставщиков в госзакупках. За уклонение от сделки никто не внесет фирму в РНП — пострадает только репутация. Обеспечение заявок в коммерческих торгах устанавливают редко.

Читать статью  Как запросить разъяснения по закупке?

Минусы участия в коммерческих тендерах

Главный минус коммерческих тендеров — нет единых правил выбора поставщика. Каждая фирма проводит торги, как считает нужным, и поставщикам труднее сориентироваться в коммерческих торгах, чем в госсекторе. Заказчики могут отменить тендер в последний момент или отказаться от сделки, если это позволяют правила компании. Рекомендуем обращаться за помощью к экспертам, чтобы упростить участие в коммерческой закупке.

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Также в коммерческих закупках больше риск попасть на мошенников. Например, можно предоставить обеспечение заявки и остаться ни с чем после пропажи заказчика. Участники госзакупок защищены больше — все заказчики проходят аккредитацию в ЕИС, а их работу строго контролирует государство.

Как проходят коммерческие тендеры

Чтобы принять участие в коммерческом тендере, нужно:

  1. Найти информацию о закупке на сайте заказчика, торговой площадки или с помощью сервиса, упрощающего поиск — например, Контур.Закупок.
  2. Пройти аккредитацию на торговой площадке или зарегистрироваться на сайте заказчика, если это необходимо для участия в торгах. Получение аккредитации в единой системе госзакупок (ЕИС) автоматически открывает доступ к федеральным торговым площадкам.
  3. Изучить тендерную документацию и уточнить условия сделки, правила участия в закупке и день подачи заявки. Некоторые торговые площадки дают просмотреть информацию о тендере только зарегистрированным пользователям. Если тендер проводят «на бумаге», заказчик может запросить оплату за предоставление закупочной документации в бумажном виде.
  4. Подготовить заявку на участие в тендере. Точный перечень документов и правила их оформления заказчики уточняют в тендерной документации. У каждой фирмы свои правила закупок и формы заявок. Если вы уже готовили тендерное предложение одной фирме, для другой компании, скорее всего, его нужно будет оформить иначе.
  5. Собрать информацию, чтобы убедиться, что фирма — не мошенник. Например, данные о каждой компании можно найти на сайте налоговой, а сведения о банкротах вносят в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Спецсервисы по сбору данных о контрагентах — например, Контур.Фокус — значительно упростят работу. Данные из всех ресурсов сведены там в единую базу. Учитывайте: организатор закупки и заказчик — не всегда одно лицо. Например, компания может проводить тендер для дочерней организации.
  6. Подготовить обеспечение заявки, если такое требование установлено заказчиком. Обычно участники закупок оформляют независимую гарантию или обеспечивают заявку деньгами.
  7. Подать заявку на участие в коммерческом тендере. Если закупку проводят в электронном виде, заявку получится отправить через торговую площадку или официальный сайт компании. Заявку «на бумаге» подают иначе. Как правило, документы распечатывают, сшивают, нумеруют и запечатывают в конверт. Не всегда можно передать заявку через курьера — может потребоваться доверенность на подачу тендерного предложения.
  8. Принять участие в торгах или переторжке, если изначально ценовое предложение подавалось в составе заявки и этот этап тендера предусмотрен заказчиком.
  9. Дождаться оглашения результата тендера — протокол разместят на торговой площадке или сайте фирмы.
  10. Подписать с заказчиком контракт. Не всегда сделку заключают непосредственно на торговой площадке — не у всех ЭТП есть эта функциональность. В таких ситуациях выручают системы электронного документооборота (ЭДО) — местонахождение заказчика и поставщика не имеют значения, а для подписания соглашения понадобится электронная подпись.
Читать статью  Как найти заказчика тендер: эффективные стратегии и инструменты

Коротко

  1. Правила коммерческих тендеров фирмы устанавливают самостоятельно. Их ограничивает только Гражданский кодекс и 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
  2. Объявления о коммерческих тендерах можно найти на торговых площадках и официальных сайтах компаний.
  3. Подать заявку на участие в закупке можно в электронном виде или «на бумаге» — точные условия участия заказчик прописывает в тендерной документации.
  4. Внимательно изучайте условия сделки и правила участия в тендере. Упростить задачу помогут эксперты.
  5. Соберите сведения о заказчике до подачи заявки, чтобы убедиться, что фирма не мошенник и тендер — не фикция.

Источник https://zakupki.kontur.ru/site/articles/43919-osobennosti_tenderov_kommercheskix_organizacij