Тендер
«Честно» — еженедельная рассылка о том, что волнует маркетологов. Искренние письма о работе и жизни. Полезные статьи. Эксклюзивные кейсы и интервью с экспертами диджитала.
Тендер — это форма отбора поставщиков товаров или услуг, построенная на принципе конкурентных торгов.
Как правило, тендеры проводят крупные организации или госучреждения.Они формируют техническое задание с описанием требований и сроков и приглашают участников. Победителем становится компания, которая предложит лучшие условия — с нею заказчик заключает контракт.
Тендеры распространены в сфере медицины, строительства, в военной отрасли. Также компании могут устраивать тендеры, чтобы выбрать подрядчика из сферы услуг, например, фирму, которая возьмет на себя охрану объекта или рекламу предприятия.
Виды тендеров
Тендеры бывают открытые и закрытые, могут проводиться в форме торгов или аукционов в один или несколько этапов.
По формам проведения
По формам проведения выделяют открытые и закрытые тендеры.
Открытый тендер — это торги, в которых могут принять участие юридические и физические лица, способные выполнить требования, указанные в тендерной документации.
Информация об открытом тендере публикуется на портале госзакупок ЕИС или на специальной электронной торговой площадке. Любой желающий может ознакомиться с требованиями без регистрации.
Пример тендера на портале ЕИС. Участники могут ознакомиться с информацией о закупках и подать заявку
В закрытом тендере принимает участие ограниченный круг лиц. Такой вид торгов проводят, когда нужна конфиденциальность (например закупки для военной промышленности) либо когда необходимы поставщики, обладающие определенной квалификацией.
О закрытых торгах не объявляют. Организатор сам высылает приглашения к участию в закрытых торгах выбранным компаниям.
По способам проведения
Различают следующие виды тендеров:
- Аукцион — торги, в которых победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену. В рамках аукциона все участники в назначенный день и час выставляют свои предложения в режиме онлайн. Если аукцион открытый, то компании могут видеть ставки друг друга и снижать свои цены неограниченное количество раз.
- Запрос котировок по критериям выбора победителя схож с аукционом. Заказчик запрашивает предложения у подрядчиков и заключает контракт с тем, у кого наименьшая цена. При этом участники тендера не видят цен друг друга и не могут понизить ставки.
- Конкурс — вид тендеров, при котором победителя выбирают не только на основе цены, но и по другим критериям. Учитывается соответствие требованиям организатора: профессионализм подрядчика, опыт выполнения подобных заказов, сроки. В рамках конкурса поставщик имеет право вносить изменения в предложение, например снижать цену, чтобы повысить шансы на победу.
- Запрос предложений, как и конкурс, позволяет выбирать победителя, ориентируясь на квалификацию подрядчика и другие критерии, которые важны для заказчика. Победителем становится тот, кто предложит наилучшие условия. Главное отличие от конкурса — подать заявку можно один раз, менять предложение в ходе торгов нельзя.
Электронные и «бумажные» тендеры
Закупки могут проводиться в электронной и «бумажной» форме. В первом случае сделка проходит на электронной торговой площадке. Участники подают заявки через кабинет сайта и взаимодействуют с заказчиком через электронные каналы связи. Для регистрации в тендере понадобится электронная подпись.
«Бумажные» тендеры в настоящее время менее распространены, чем электронные. Такой вид торгов подразумевает, что участники подают заявки в бумажной форме — в запечатанном конверте через курьера или лично. Сделка заключается также путем подписания бумажного договора.
«Бумажные» тендеры связаны с большими трудозатратами, так как заказчик обязан хранить все заявки и несет ответственность за их сохранность
Законодательством предусмотрено несколько случаев, когда тендер проводится исключительно в «бумажной» форме:
- Закупка у единственного поставщика. Такую закупку могут проводить государственные и бюджетные учреждения в случаях, когда поставщик предлагает уникальную продукцию или обладает исключительными правами на товары и услуги, либо в форс-мажорных ситуациях — например, для ликвидации последствий аварии (случаи закупки у единого поставщика описаны в ст. 93 ст. 44-ФЗ ).
- Закупки в соответствии с решением Правительства РФ (111 ст. 44-ФЗ). В рамках таких закупок Правительство вправе самостоятельно устанавливать способ выбора поставщика и условия исполнения контракта. Такая необходимость возникает, например, при закупке бюллетеней для выборов.
- Проведение закрытых закупок.
- Закупки на территории другого государства, чтобы обеспечить деятельность заказчиков, которые работают на территории иностранного государства.
По источнику финансирования
Тендеры делятся на три вида:
- Государственные закупки на бюджетные средства. Заказчиками выступают государственные, муниципальные, бюджетные учреждения. Такие торги регулируются законами: 44-ФЗ и 223-ФЗ .
- Коммерческие тендеры — это закупки, которые проводят частные организации. Законодательство не регулирует такие торги так же строго, как госзакупки, поэтому организатор сам устанавливает правила. Главное требование — чтобы действия компании не противоречили Гражданскому кодексу РФ и закону о защите конкуренции 135-ФЗ .
- Закупки отдельными видами юридических лиц. Такие тендеры проводят компании, которые имеют государственную поддержку с долей участия свыше 50%. Торги регулируются законом 223-ФЗ. Закупки организации осуществляют на свои средства, а не на бюджетные, поэтому самостоятельно могут прописать отдельные правила проведения торгов.
Как участвовать в тендере
Прежде чем участвовать в тендере, необходимо к нему подготовиться: изучить законодательство, которое касается области закупок, составить предложение, собрать пакет документов, оформить заявку. Кроме того, если компания принимает участие в электронных торгах, ей нужно:
- получить электронную подпись;
- пройти регистрацию в едином реестре поставщиков;
- открыть спецсчет.
Разберем все эти этапы подробнее.
Подготовка к тендеру
Компания, которая решила участвовать в тендере, должна провести подготовительные работы: проанализировать рынок, выявить области, в которых хочет предлагать свои услуги, получить электронную подпись (ЭЦП) в аккредитованном удостоверяющем центре.
Актуальный список аккредитованных удостоверяющих центров можно найти на сайте Минцифры
Регистрация на электронных торговых площадках
Далее компания должна зарегистрироваться на электронных торговых площадках (самые популярные мы рассмотрим в отдельном разделе). Информацию о госзакупках можно найти в базе Единой информационной системы на сайте zakupki.gov.ru . Коммерческие тендеры размещаются на сайтах самих компаний или на площадках, где проводятся торги.
Обеспечение заявки и открытие спецсчета
Подрядчик должен обеспечить участие в закупках, то есть внести денежный залог на специальный счет. Это обязательное условие в госзакупках . Обойтись без спецсчета можно, когда сумма сделки составляет до 1 млн рублей или когда участник оформил банковскую гарантию.
Спецсчет подтверждает, что исполнитель ознакомился с условиями тендера и в состоянии выполнить работы. Если победитель торгов после объявления результатов не заключает договор с заказчиком, деньги со спецсчета не возвращаются.
Если подрядчик не выиграет торги, обеспечительная сумма вернется ему на счет. Также средства вернутся и победителю тендера после заключения контракта за вычетом комиссии (до 1% от начальной максимальной цены контракта, но не более 5000 рублей).
Сумма денежного обеспечения может быть разной. Обычно ее размер составляет от 0,5% до 5% от суммы заказа.
Открыть спецсчет можно в уполномоченном банке. Список таких банков размещен на сайте ЕИС .
Подача заявки
Далее компании необходимо подать заявку и приложить документы, которые указаны в условиях тендера. Заказчик может запросить данные с характеристикой товаров, кадровые и уставные документы, лицензию на деятельность (например если торги связаны с предоставлением строительных или образовательных услуг).
Проведение тендера и заключение контракта
В назначенный день проводятся сами торги. Если тендер проходит в форме аукциона, исполнитель должен присутствовать на торговой площадке, отслеживать цены конкурентов и предлагать свои.
Победитель торгов заключает контракт с заказчиком. Если победитель по каким-либо причинам не подписывает договор в срок или уклоняется от выполнения обязательств, контракт может получить участник, занявший второе место. Поэтому компаниям важно по возможности предложить наиболее выгодные условия заказчику.
Если торги происходят не в форме электронного аукциона, то организатор самостоятельно рассматривает предложения участников и объявляет победителя, которому отправляет на подписание контракт.
Где и как искать тендеры
Информация об электронных торгах размещается на электронных торговых площадках.
Данные о госзакупках, как уже говорилось выше, можно найти на сайте zakupki.gov.ru.
Также информация о государственных тендерах, которые проводятся в рамках 44-ФЗ, размещается на площадках:
Информацию о коммерческих закупках можно найти на сайтах компаний-организаторов, на электронных торговых площадках и на сайтах-агрегаторах:
Ошибки новичков при участии в тендерах
Невнимательность при изучении условий. Одна из наиболее распространенных ошибок, которую допускают новички, решившие впервые участвовать в торгах — несерьезное отношение к заявке. Они могут недостаточно внимательно изучить требования, упуская из виду уточнения в сносках и примечаниях. В результате, победив, компания оказывается не готова к исполнению обязательств, и может попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Незнание законодательства. Все госзакупки жестко регулируются законом. При неисполнении контракта поставщику грозят крупные штрафы. Поэтому прежде чем начинать искать заказчиков из государственной и бюджетной сфер, следует внимательно изучить положения 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Неправильный расчет себестоимости. Часто новички не до конца просчитывают себестоимость услуги. Например, если требуется поставка и настройка ноутбуков, участник тендера может указать цену с учетом стоимости ноутбуков и забыть посчитать настройку техники и логистику. В результате компания будет вынуждена работать себе в убыток.
Желание выиграть любой ценой. У новичков участие в аукционе пробуждает азарт — компания может снижать ставки, чтобы выиграть во что бы то ни стало. Если единственная цель участия в тендере — получить известного заказчика и писать потом кейсы, то вы можете демпинговать. Но правильнее все же ориентироваться на прибыль.
Участие в нескольких тендерах одновременно. Чтобы повысить шансы на победу, некоторые организации подают заявки на участие сразу в нескольких тендерах. Если у компании нет возможности исполнить обязательства в срок по нескольким контрактам, в нескольких торгах одновременно лучше не участвовать.
Тендеры — это сложно :). Я бы рекомендовала сначала сходить к специалисту по тендерам, который может проконсультировать по участию в торгах в целом и по подготовке нужных документов в частности. Мы рассматривали участие в тендерах для агентства, но отказались от этой идеи. Заказ можно и не получить, а времени потратишь изрядно. Для нас это оказалось совершенно невыгодно.
Другой момент — деньги по тендерам чаще всего идут постоплатой, то есть вы поставите товары/услуги, а деньги получите когда-нибудь потом. Особенно непросто бывает получить деньги от госорганов или крупных компаний, где долгие согласования. Пока не подпишут акт выполненных работ, никакой оплаты не будет.
Источник https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-tender-i-kak-v-nem-uchastvovat/